Новое в законодательстве, ответственности, работе в сети Интернет
- Новые изменения в правила лицензирования медицинской деятельности.
- Изменения в административной ответственности. Новые обязательные основания для освобождения от штрафа должностного лица, руководителя организаций. Запрет взыскания нескольких штрафов по одной проверке. Обязательная замена штрафа на предупреждение за первое нарушение.
- Новые правила работы в сети Интернет. Текущие запреты на работу в социальных сетях. Надо ли удалять аккаунт? Надо ли удалять ссылки на соцсети с сайта, из переписки? Можно ли размещать рекламу и надо ли удалять все рекламные посты, которые есть в аккаунте? Может ли быть рассылка в рамках аккаунта с новостями или какой-то информацией? В каком случае может быть уголовная ответственность?
- Новые правила проведения Роспотребнадзором проверок деятельности ЛПУ в сфере защиты прав пациента. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1005.
- Отмена плановых проверок. Изменения в порядок внеплановых контрольных мероприятий (мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; наблюдение за соблюдением обязательных требований (осмотр сайта); выездное обследование). Обязательный профилактический визит; объявление предостережения.
Правила предоставления платных медицинских услуг. Договор с пациентом. Тестирование участников.
Договор с пациентом. Последствия нарушений в договорной работе
- Требования к договору, обязательные условия, оформление. Примеры условий в договоры для защиты интересов ЛПУ. Условия договора с пациентом, влекущие административные штрафы, ущемляющие права пациента. Недействительные условия. Возможные локальные акты ЛПУ по организации предоставления платных услуг. Ошибки и последствия при оформлении договоров, документов с нарушениями.
Информирование пациента, ИДС, врачебная тайна, согласие на обработку ПДН, медицинская карта.
- Объем обязательной информации, предоставляемой пациенту при заключении договора. Требования к информации в помещении и на сайте клиники. Наблюдение за сайтом ЛПУ без уведомления. Примеры нарушений и возможные штрафы.
- Врачебная тайна. Новое в законодательстве. Изменения в порядок получения согласия на разглашение и доступ к врачебной тайне, медицинской документации, в т.ч., родственников, иных лиц. Возможности указания условий допуска к врачебной тайне в ИДС с примерами формулировок, расписок о согласии на доступ к врачебной тайне третьих лиц, о запрете доступа. Порядок действий ЛПУ для ответа на запросы о доступе к медицинской документации.
- Согласие на обработку персональных данных. Как правильно и в полном объеме указать цели обработки, перечень ПДн и перечень действий с персональными данными? Примеры формулировок. Включение согласия в договор. Особенности получения согласия несовершеннолетних, оформление согласия представителем.
- Медицинская документация. Значение медицинской документации в ходе рассмотрения претензий пациента к качеству, при проверках по жалобам, проведении экспертиз. Ответственность за приписки, изменения и подделки медицинской документации. Примеры из практики.
- Информированное добровольное согласие. Примеры ошибок при оформлении. Последствия предоставления услуг в отсутствие ИДС или при ошибках в оформлении. Письменный отказ от медицинского вмешательства. Разработка собственных форм информированных согласий – структура документа, алгоритм разработки.
Изменение стоимости, состава услуг в договоре. Расторжение договора пациентом.
- Права пациента на односторонний отказ от договора. Какие суммы могут быть удержаны клиникой? Возможно ли изменение состава и стоимости в одностороннем порядке пациентом или клиникой? Оплата лечения сверх объема, установленного в договоре. Недопустимость навязывания услуг. Порядок изменения стоимости и состава услуг. Примеры различных соглашений с пациентом (изменение стоимости, состава, сроков).
Особенности оформления договора с несовершеннолетним.
- Особенности заключения договора, оформления ИДС с пациентом в зависимости от возраста (до 14 лет, 14-18 лет), законными представителями. Права на заключение договора законным представителем ребенка, несовершеннолетним с согласия законных представителей, оформления ИДС самостоятельно. Отказ несовершеннолетнего на передачу информации о врачебной тайне законным представителям. Отказ законного представителя от медицинского вмешательства. Оказание медицинской помощи несовершеннолетним в экстренных ситуациях.
Особенности предоставления услуг пациенту анонимно
Особенности заключения договора дистанционно.
- Вправе ли клиника оформить договор с пациентом дистанционно путем обмена документами, через оплату счета, акцепт оферты, через личный кабинет? Возможно ли оформление, изменение, расторжение договора через обмен документами, в т.ч., сканированными копиями по электронной почте? Возможно ли удаленное оформление ИДС? Удаленный обмен информацией с пациентом. Правовой статус переписки через мессенджеры, СМС и сообщения в социальных сетях. Правовой статус электронных писем, обратных подтверждений, «принтскринов», «галочек» на сайте при ознакомлении с информацией.
Нарушение договора пациентом.
- Права ЛПУ при отказе пациента от подписания и предоставления необходимых документов и информации, согласия на ПДн, нарушения правил пребывания в клинике, отказа от выполнения предписаний и назначений. Фиксация нарушений, действий пациента. Акты, уведомления. Право клиники на отказ от исполнения договора. Взыскание задолженности с пациента за оказанные медицинские услуги.
Ответственность ЛПУ за нарушения в качестве медицинской помощи.
- Критерии оценки качества медицинской помощи. Значение клинических рекомендаций, порядков и стандартов медицинской помощи, иных документов.
- Что может потребовать пациент? Возврат денежных средств, компенсация материального ущерба и морального вреда, соразмерное уменьшение стоимости, иные требования. Неустойки за просрочку исполнения обязательств. Штрафы за неудовлетворение правомерных требований пациента в добровольном порядке. Механизмы взыскания.
- Гражданско-правовые последствия для клиники вследствие причинения вреда здоровью пациента в ходе лечения.
- Практика привлечения клиники к административной ответственности, в т.ч., за нарушение лицензионных требований при недостатках в качестве медицинской помощи, оформлении медицинской документации, невыполнении требований порядков, стандартов и т.п.
- Действия медицинской организации при поступлении жалобы от пациента. Рекомендации. Деятельность врачебной комиссии. Пример соглашения о досудебном урегулировании спора.
- Персональная имущественная, административная должностного лица, лечащего врача за последствия допущенных нарушений